Любой педагог подтвердит вам, что альбомы и тетради для раскрашивания, в просторечии именуемые раскрасками или разукрашками, чрезвычайно важны для развития ребенка, причем с достаточно раннего возраста. Малыши в возрасте двух-трех лет с их помощью знакомятся с разнообразием цветов и запоминают их названия. У детей постарше раскраски развивают внимательность, усидчивость, чувство формы и художественный вкус.
На современном рынке полиграфической продукции детские раскраски – ниша, занятая почти до предела. Их большими тиражами выпускают как крупные издательства, так и мелкие частные фирмы, благо дефицита в тематике для подобных книжек не наблюдается: на страницы раскрасок попадают герои любимых мультфильмов, персонажи народных сказок, животные, птицы, насекомые и любые сюжеты из повседневной жизни. Печатают раскраски, как правило, на плотной мелованной бумаге хорошего качества.
С появлением и развитием интернета появились и новые раскрасочные технологии. Существует немало сайтов, откуда можно скачать и распечатать на принтере любую понравившуюся картинку. Этот вариант хорош тем, что у ребенка появляется возможность раскрасить один и тот же сюжет по-разному или попробовать все начать сначала, если по каким-либо причинам первый эксперимент завершился провалом.
Многие родители предпочитают не давать своим детям традиционные бумажные раскраски, а обучать их с ранних лет специальным графическим компьютерным программам, считая это более современным подходом к формированию творческих навыков. Но следует учитывать и то обстоятельство, что малышам до семи лет категорически не рекомендуется проводить у монитора компьютера больше получаса в сутки, тогда как процесс обычного живого рисования или раскрашивания не наносит детской психике и нервной системе никакого ущерба и может растянуться на более продолжительное время.
Для самых маленьких
Первые раскраски ребенку можно давать уже после того, как ему исполнится год. Разумеется, на них не должно быть никаких сложных изображений: выбор делается в пользу простых и крупных рисунков, не обремененных замысловатыми деталями. Важно и то, чтобы персонажи такой раскраски оказались узнаваемыми. Полуторагодовалый или двухлетний малыш с удовольствием втянется в процесс, если увидит на странице кошку, собаку, домик и так далее. А вот инопланетяне и киногерои, пусть даже очень известные и четко напечатанные на листе, скорее всего, у него особого энтузиазма не вызовут.
Малышам совершенно необязательно покупать для раскрашивания набор фломастеров, карандашей или акварели с кисточками. В магазинах можно найти специальные пальчиковые краски. Помогая ребенку водить пальцем по контуру рисунка, нужно объяснять ему смысл этих действий: «Вот это желтый цвет, и сейчас мы с тобой раскрасим им солнышко. А красным сделаем яблочко».
Раскрашивание пальчиковыми красками позволит ребенку быстрее научиться придерживаться контура рисунка, да и ориентироваться в формах картинок он тоже сможет уже через короткое время.
Полезное с приятным
Правильно держать в руке карандаш, фломастер или кисточку дети обычно могут в три-четыре года. В этом возрасте будет правильным предлагать им раскраски с любимыми героями сказок или мультфильмов. Если ребенок предпочитает раскрашивать красками, то целесообразно приобрести для него медовые акварельные краски и кисточку средней ворсистости.
Дошкольнику процесс раскрашивания картинки можно усложнить дополнительными развивающими элементами: например, такими сюжетами, где контур рисунка нужно обводить по точкам, обозначенным цифрами. Раскраски-лабиринты учат ребенка мыслить логически. Бывают раскраски со стихами и загадками, с помощью которых дети быстрее учатся читать. Дошколятам часто предлагается не просто закрасить рисунок, а заштриховать его вертикальными, горизонтальными или диагональными линиями, что является своеобразной подготовкой к урокам письма.
Младшим школьникам раскраски тоже необходимы, но уже не столько для развития творческих навыков, сколько для психологической разгрузки. Раскрашивая картинки, они отдыхают от умственного и нервного перенапряжения, полученного в школе. Так что не стоит ругать ребенка за то, что он взял в руки альбом для раскрашивания вместо того, чтобы сесть за уроки: полчаса релакса пойдут ему только на пользу.